Основная образовательная программа начального общего образования
Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.
Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:
• учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;
• общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты;
• Санкт-Петербурга — в сохранении и развитии традиций города как крупнейшего научного и культурного центра России.
Представленная образовательная программа - это целостная система мер по гуманизации, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, учитывающая потребности обучаемых, их родителей, общественности.
Цель программы. Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.
Задачи программы:
1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.
2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
3. Развивать коммуникативные качества личности школьника.
4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.
5. Продолжать создание в ОУ развивающей предметной среды.
6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации).
7. Приобщать детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре.
Адресность программы. Программа адресована:
Характеристика учащихся, которым адресована программа
Программа воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования
В соответствии с пунктом 2 статьи 12.1 Федерального закона воспитаниеобучающихся осуществляется на основе включаемых в основную образовательную программу программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых взаимоотношений, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных коллективов в жизни школы;
3) вовлекать школьников во внеурочную деятельность, реализовать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) организовывать для школьников экскурсии и реализовывать их воспитательный потенциал;
6) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
7) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Программы адаптивной физической культуры и спорта для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в ОУ не реализуются.
Использование дистанционных образовательных технологий
Учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий в Школе обеспечивается следующими техническими средствами:
- компьютерными классом, АРМ учителя, web-камерами, микрофонами и звуко - усилительной и проекционной аппаратурой;
- программным обеспечением для доступа к локальным и удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами для участников учебного процесса;
- локальной сетью с выходом в Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации учебного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам.
Техническое обеспечение учащегося с использованием дистанционных образовательных технологий, в период длительной болезни или при обучении на дому. Учащиеся дома должны иметь:
- персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео;
- канал подключения к Интернет.
Образовательная программа дошкольного образования адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья
Образовательная программа дошкольного образования адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОПДОА) представляет собой образовательную программу для дошкольной образовательной организации, в которой получают образовательные услуги воспитанники с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Программа спроектирована с учетом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения и контингента воспитанников на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, рекомендованной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию, а также специфику образовательного процесса с детьми с нарушениями речи, зрения и задержкой психического развития.
Цель реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и коррекцию имеющихся недостатков развития.
Программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие, подготовку к жизни в современном обществе и обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Программа определяет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обе части программы взаимосвязаны и взаимодополняемы и позволяют осуществлять качественный воспитательно-образовательный и коррекционно-развивающий процесс с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом возможностей и особенностей их психофизического развития, обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию детей на этапе дошкольного детства.
Структура рабочей программы определена в контексте ФГОС ДО и содержит три раздела:
Программа обеспечивает развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности в возрасте от 3-х до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей по основным направлениям развития (образовательным областям): социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому развитию.
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики и основывается на фундаментальных исследованиях отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ. Учитывает практические разработки и методические рекомендации, содержащиеся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования для детей с ОВЗ.
В дошкольных группах ГБОУ оказывается квалифицированная коррекционная, логопедическая и психолого-педагогическая помощь и осуществляется взаимосвязь всех служб в реализации единого подхода детям.
Психолого-педагогическая работа в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей спланирована с ориентацией на методические рекомендации парциальных программ коррекционно-развивающей направленности:
Комплекс учебно-методических пособий включает парциальные программы коррекционно-развивающей направленности для детей с ОВЗ:
IV-вида (для слабовидящих детей) Москва, 1997 г.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений предполагает реализацию парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы с учётом регионального компонента, климатических и социокультурных условий, возможностей педагогического коллектива, традиций и достижений дошкольного образовательного учреждения. Вариативная часть представлена парциальными программами: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О. Л. Князева, М. Д. Маханёва, СПб. Детство-Пресс, 2000; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина, М,1997.
Основными участниками реализации ОПДОА являются воспитанники, педагоги и родители как активные участники образовательного процесса.
Образовательная деятельность в детском саду носит светский, общедоступный характер. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Презентация образовательной программы дошкольного образования адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья представлена на сайте государственного общеобразовательного учреждения начальной школы – детского сада № 662 в разделе «Образовательные программы».
Образовательная программа дошкольного образования
Образовательная программа дошкольного образования (далее ОПДО) нормативно-управленческий документ, который разработан в ГБОУ начальной школе-детском саду для детей групп общеразвивающей направленности.
Программа спроектирована на основе Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, рекомендованной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с учетом особенностей образовательного учреждения, региональных компонентов, контингента воспитанников, а также запросов родителей (законных представителей).
Образовательная программа дошкольного образования разработана с учетом особенностей психофизического развития детей дошкольного возраста, их образовательных потребностей и возможностей, и обеспечивает всестороннее развитие на этапе дошкольного детства.
Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования, а также специфику образовательного процесса с дошкольниками.
Цель реализации образовательной программы - развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей, создание равных условий для всестороннего гармоничного развития каждого ребенка и его позитивной социализации, радостного и содержательного проживания детьми периода дошкольного детства.
Программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного развития ребенка, формирование основ базовой культуры личности, подготовку к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Программа определяет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обе части программы взаимосвязаны и взаимодополняемы и позволяют осуществлять качественный воспитательно-образовательный процесс с учетом возрастных возможностей и особенностей развития.
Структура рабочей программы определена в контексте ФГОС ДО и содержит три раздела:
Программа обеспечивает развитие детей в различных видах деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей по основным направлениям развития (образовательным областям): социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому развитию.
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики. Содержание образовательных областей спланировано с учетом парциальной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М, 2014г.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений предполагает реализацию парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы с учётом регионального компонента, климатических и социокультурных условий, возможностей педагогического коллектива, традиций и достижений дошкольного образовательного учреждения. Вариативная часть представлена парциальными программами: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О. Л. Князева, М. Д. Маханёва, СПб. Детство-Пресс, 2000; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина, М,1997.
Основными участниками реализации образовательной программы являются воспитанники, педагоги и родители как активные участники образовательного процесса.
Образовательная деятельность в детском саду носит светский, общедоступный характер. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Презентация образовательной программы представлена на сайте ГБОУ начальной школы-детского сада № 662 в разделе «Образовательные программы».
Профессиональные образовательные программы
В образовательном учреждении не реализуются.