Представленные рабочие программы разработаны учителями-логопедами для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и нарушениями зрения).
Программы разработаны на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, принятой решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию и Адаптированной образовательной программы дошкольного образования ГБОУ начальной школы - детского сада № 662 с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и Закона РФ «Об образовании в РФ».
Теоретической и методологической основой программ является положение Л.С. Выготского об учёте структуры дефекта в обучении, воспитании и развитии ребенка, учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей, а также исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
В программах определены: цель, коррекционные задачи, принципы, основные направления логопедической работы по формированию фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи, связной речи, намечены результаты освоения Адаптированной образовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров.
Общая цель коррекционно-развивающих программ – овладение детьми коммуникативной функцией языка в соответствии с возрастными нормами, обеспечение разностороннего развития ребенка с речевыми расстройствами и подготовку к школьному обучению.
Представленная в программах система работы учителя-логопеда предполагает целенаправленное коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников с учетом индивидуальных особенностей детей, обеспечивает своевременное устранение речевых нарушений, профилактику вторичных нарушений, способствует более высоким темпам общего и речевого развития, совершенствует коммуникативные умения и навыки дошкольников.
Программы ориентированы на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса, так как взаимодействие и преемственность работы всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В программах представлены формы взаимодействия участников образовательного процесса, при этом учитель-логопед рассматривается как ведущий координатор процесса коррекционно - развивающей работы с детьми.
В программах раскрыта методика, используемая для отслеживания динамики речевого развития детей. Отслеживание динамики речевого развития ребенка и оценка эффективности коррекционного воздействия представлены в виде диагностики, которая используется учителем-логопедом для выявления сторон речи, требующих дополнительного коррекционного воздействия индивидуально для каждого ребенка и группы в целом.
Организационный раздел программ содержит описание материально-технического обеспечения и специальной предметно-пространственной развивающей среды, указан список методической литературы и электронных образовательных ресурсов.